English


О милосердии



Один профессиональный гольфист уезжал из клуба после того, как выиграл серьезный турнир. На парковке он встретился с больной женщиной, которая сообщила ему, что ее ребенок болен и лежит в больнице.

...

У нее не было денег, и она попросила гольфиста дать ей часть денег, которые он выиграл, чтобы помочь ребенку, страдающему серьезным заболеванием. Спортсмена глубоко тронула истрия, и он передал ей весь выигрыш, чтоб заплатить за операцию и спасти ребенка.

День или два спустя гольфист вернулся в свой клуб и поделился этой историей с некоторыми людьми в клубе. Многие из них сказали:

- О, нет! Тебя обманули! Эта женщина не раз уже так поступала. Нам так неприятно, что тебе пришлось стать очередной жертвой. Это была лишь уловка, чтоб завладеть твоими деньгами.

Гольфист спросил:

- Так никакого больного ребенка нет?

- Конечно, нет!

- Эта самая хорошая новость за всю неделю! – улыбнулся гольфист.



Сегодня:




Праздник:


Пост:

 

Трапеза:

Святые:

Евангельские чтения дня:


Икона дня:

Статьи


Статьи

История милосердного служения на Урале

Начало христианства на Урале современно появлению здесь русских поселенцев и совпадает с временем покорения Ермаком Сибири (1581 год). В этот период времени здесь стали основываться города и слободы. Вместе с ними устраивались церкви, постепенно появились и монастыри, которые занимались широкой благотворительной деятельностью.

Дела любви и милосердия никогда не забывались монашествующими. Здесь были самые разнообразные направления. В конце ХIХ века в монастырях епархии начали открываться приюты для сирот и раненых. Так в Екатеринбургском Ново-Тихвинском женском монастыре находилась богадельня, детский приют и больница, в Красносельском Введенском заштатном женском монастыре, образованном из женской общины, имелся детский приют. В некоторых монастырях призревали и престарелых, например, в 1912 году при обителях Пермской епархии было три богадельни. В каждом приюте питомцев не только согревали душевным теплом, обучали грамоте, кормили и одевали, прививали навыки квалифицированной трудовой деятельности.

Нормой для монастырей также стала бесплатная раздача одежды, обуви, бесплатное питание нуждающихся. При Белогорском монастыре в 1911 году была устроена странноприимная.

В годы первой мировой войны на монастырские средства открывались лазареты: один из них появился в Перми в подворье Белогорского монастыря. В 1915 г. при Фаворской Спасо-Преображенской пустыни открыли дом-богадельню для увечных воинов. Кунгурский женский монастырь выделил три дома под постой военных. Также оказывалась помощь погорельцам.

Местные комитеты Российского общества Красного Креста (РОКК) появились на Урале еще в 1870-х гг., располагая необходимыми средствами и подготовленным медицинским персоналом, в основном сестрами милосердия для создания лазаретов. Лидером по количеству комитетов до начала русско-японской войны была Вятская губерния — 15, в Пермской губернии было 4 филиала:  Пермского и Кунгурского местного управления Красного Креста, Екатеринбургский и Нижнетагильский местные комитеты. В ряде комитетов были созданы общины сестер милосердия, наиболее известные — Екатеринбургская, Пермская, Надеждинская, Вятская и Уфимская Александровская.

В конце XIX-начале ХХ века на Урале существовала Уральская во имя Святого Архистратига Михаила община сестер милосердия Красного Креста. 18 октября 1910 года был утвержден ее знак - серебряный крест, покрытый эмалью красного цвета, с закругленными краями и золотым ободком. В центре креста помещен золотой медальон с изображением образа Святого Архистратига Михаила. На оборотной стороне на верхнем луче расположена гравированная надпись: «Уральская община», а в центре помещалась надпись: «cecтра (инициалы и фамилия)», ниже — год поступления сестры в общину и год выдачи знака. Высота знак 6.6 см, ширина знака 5.5 см. Знак носился на шее на муаровой ленте малинового цвета. Право ношения этого знака имели сестры, прослужившие в общине не менее 5 лет.

Среди местных комитетов РОККа за время русско-японской войны можно выделить Екатеринбургский комитет, который вел активный сбор средств, изготовлял разную одежду, организовывал лазареты. Кроме лазаретов Красного Креста на фронт были отправлены общественные полевые госпитали, из которых наиболее значительным был полевой лазарет Уральских горных заводов, расположившийся в Маньчжурии. Этот лазарет был сформирован 13 февраля 1904 года в Екатеринбурге, но пожертвования на него поступали из всех уральских горных округов. Находясь с 8 июня 1904 г. в зоне боевых действий, лазарет развернул 20 (в дальнейшем количество было увеличено до 100) кроватей, а также специальный питательный пункт, который обеспечивал нуждающихся солдат хлебом и чаем. Было «принято больных и раненых 2826 человек, которые все вместе провели в лазарете 6224 дня; были случайные больные и раненые, 1600 человек, проходящие, которых успевали перевязать, накормить, или, по крайней мере, напоить чаем и снабдить хлебом».

Общественные лазареты были размещены в некоторых уральских городах: в Верхотурье, Челябинске, Уфе и других.

Особо следует сказать о сестрах милосердия. На фронт русско-японской войны от Екатеринбургского комитета РОККа были направлены сестры милосердия — Анна Дмитриевна Скрябина, Анна Федоровна Новожилова, Анфиса Николаевна Соловьева, Ефросинья Харитовна-Романико, Ольга Николаевна Хомулло, которые были подготовлены в Верх-Исетской больнице, под руководством доктора медицины A.A. Миславского (современная районная больница названа его именем).

Списочная численность сестер милосердия Российского общества Красного Креста, назначенных для ухода за ранеными и больными воинами в лечебные учреждения Красного Креста к августу 1915 года составляла 150 сестер Екатеринбургской общины и 31 сестру Уральской общины сестер милосердия Красного Креста во имя Святого Архистратига Михаила.

Декретом ВЦИК и СНК РФ «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. советская власть ликвидировала материальную базу благотворительной деятельности Церкви, национализировав церковное имущество, в том числе церковных благотворительных учреждений. Тем не менее, благотворительная деятельность Церкви в советском государстве не прекратилась. Крупнейшей акцией милосердия стало оказание церковной помощи голодающим Поволжья в 1921 г. Позже постановлением ВЦИК и СНК РФ «О религиозных объединениях» 1929 года благотворительность религиозных организаций в СССР была официально запрещена.

В 1920 году из медицинского обихода исчезает слово «милосердие», следом ликвидируются общины сестёр милосердия, появляются первые государственные медицинские школы.

В Великую Отечественную войну впервые в мире в Советской армии на линию огня была выведена женщина-санитарный инструктор, в обязанности которой входили вынос раненых и оказание им неотложной помощи.

В 1961 году две участницы Великой Отечественной войны - гвардии подполковник танковых войск, писательница, Герой Советского Союза, москвичка Ирина Николаевна Левченко (на фото) и хирургическая сестра, председатель первичной организации Красного Креста ленинградской фабрики «Скороход» Лидия Филипповна Савченко - были впервые в России награждены медалью Флоренс Найтингейл.

Возрождение милосердного сестринского служения на Урале относится к началу 1990-х годов. Сестричества организовываются при храмах и ведут широкую деятельность в богадельнях и на дому (патронаж), больницах и детских учреждениях, работают с бездомными и алкоголе- и наркозависимыми людьми.

В Екатеринбурге и области насчитывается несколько десятков сестричеств. Одним из первых и старших стало Свято-Пантелеимоновское сестричество (с 2002 года).

Наиболее известные богадельни:

  • Обитель милосердия во имя святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, г. Екатеринбург (с 2007 года).
  • Богадельня при женском монастыре преподобномученицы. Великой Княгини Елисаветы г. Алапаевска (с 2008 года).
  • Душепопечительский центр при храме Святой Троицы г. Красноуфимска(с 2002 года).

Статья составлена по материалам:


Назад