English


О милосердии



СВЯТОЙ ПАВЛИН МИЛОСТИВЫЙ


В 409 году Италию завоевало дикое африканское племя вандалов, и многие жители Кампании были угнаны в рабство. Блаженный Павлин все, что имел в епископии, стал отдавать на выкуп пленных и помощь пострадавшим от нашествия.

...

Когда у него ничего уже не осталось, к нему пришла бедная вдова с мольбой о помощи: в плен попал ее единственный сын и ей не на что было выкупить его. Святитель сказал ей:
- У меня ничего нет, кроме самого себя. Продай меня и выкупи своего сына. Или отдай меня в рабство вместо него.
Женщина, услышав эти слова от епископа, подумала, что он смеется над ней. Но владыка, будучи красноречивым и мудрым, сумел убедить ее в своей искренности, и они вместе отправились в Африку, к тому князю, у которого жил в рабстве сын вдовы.



Сегодня:




Праздник:


Пост:

 

Трапеза:

Святые:

Евангельские чтения дня:


Икона дня:

Новости


Новости

Благодарность — это улыбки подопечных

Анна Анатольевна Бородина — старшая сестра в Обители милосердия при храме святой Елисаветы. За плечами у нее более чем 10-летний опыт служения в Обители, а начиналось все еще раньше...

– С детства я росла в большой семье. Дети всегда воспитывались в любви и доброте и это, наверное, отложило отпечаток на последующую жизнь. Всегда хотелось, чтобы вокруг люди меньше страдали.

Милосердие - это моя мама. Она всех любила, заботилась, каждому находила доброе слово. Была рядом, опора. И так в любом возрасте. Для меня это идеал милосердия, к чему нужно стремиться – просто любить.

Если говорить о служении, то сестра милосердия должна обладать кротостью и смирением. Думаю, что существенных отличий между медицинской сестрой и сестрой милосердия быть не должно. Потому что и сестра милосердия и медицинская сестра оказывают помощь, а это – быть рядом с больным: подержать руку, обнять, приласкать.

Я хотела быть учителем, закончила на малой родине на Дальнем Востоке Комсомольский педагогический университет и преподавала в школе. (Уже оказавшись в Обители, подумалось, что между детьми и пожилыми есть много общего). Затем по жизненным обстоятельствам оказалась на Урале в Екатеринбурге. Это было сложное для страны время и по специальности устроиться не получилось. Пришлось начать работать в магазине. Примерно в это время я пришла к Богу. Мне было около 30 лет, сыну 5, а дочери 9. Мы вместе крестились. И после этого Господь через окружающих людей стал дальше показывать путь к Себе.

Потихоньку я стала участвовать в делах милосердия при храме. Сначала как волонтер оказывала помощь нуждающимся на дому, потом в больнице. Служение сразу меня захватило. Очень хотелось себя полностью этому посвятить, а не искать компромисса между работой в магазине и служением в сестричестве милосердия.

Это был важный период жизни и большую роль здесь сыграла поддержка настоятеля прихода святой Елисаветы и духовника Обители милосердия отца Василия Байшева. В один из осенних дней, как сейчас помню, батюшка пригласил меня на встречу. Это было очень неожиданно и трепетно, чувствовалось, что предстоит важный разговор. Батюшка спросил: «Мы хотели бы видеть Вас рядом с нами чаще. Готовы ли Вы уйти с мирской работы?» Я сразу же ответила — да. С этого момента в жизни наступил поворот. Придя после разговора домой, еще не зная, как мои близкие примут эту информацию, я рассказала им о разговоре. На что дочь сказала, как о само собой разумеющемся: «Мам, так это же твое!»

Были мысли о том, справлюсь ли я с возложенным на меня послушанием, хватит ли моральных и духовных сил. Я решила сделать шаг вперед, не зная что будет дальше... Самое главное, что рядом и в тревогах и в радостях был батюшка. И сейчас тоже. Он поддерживает, помогает в принятии решений.

В сестры милосердия меня посвятили в монастыре в Алапаевске, была вечерняя служба, свечи… Трепетно очень. Ты чувствуешь себя недостойной, ты чувствуешь, что это служение тебе не по силам. А батюшка говорит: «Это вам в аванс, чтоб вы знали над чем работать». Это ответственно, если ты уже посвященная сестра милосердия, то обратного пути нету, это твоя жизнь.

Служение сестрой милосердия с одной стороны было непростым, но с другой — приносило радость. После суток работы, какая бы ты усталая ни была, у тебя вырастают крылья, ты просто паришь.

Уход за подопечными не так труден, как смирение и послушание. Со спешкой работать нельзя, отрицать волю других тоже нельзя, надо советоваться и выполнять то, что тебе сказали, благословили. Трудности бывают тогда, когда человек старается своим умом думать, а не на Господа уповать, не послушание от батюшки выполнять, а поступать как сам хочет. Помню, когда была первая смена в Обители, я за ночь в кладовой решила навести порядок и все поменяла местами, а утром пришла старшая сестра и сказала: «А вы благословлялись? Нет. Теперь сделайте все, как было». И мне пришлось двойную работу проделать. Вот такой урок остался.

Сестра должна чувствовать и видеть подопечных, не свое «я» не «как я хочу», не как «я думаю подопечному лучше», а спросить – как Вам лучше? а как правильно? Может быть, подопечному не нужна высокая жесткая подушка, а мы предлагаем ее. Либо он просто замерз и ему надо одеть носочки, а мы считаем, что ему всегда жарко и скидываем с него одеяло.

В Обители служение немыслимо без духовной составляющей, и она очень помогает найти общий язык с подопечными. Здесь всегда чувствуется присутствие Господа, святой Елисаветы Федоровны. Но бывает и такое, что очень тяжело и не знаешь, как себя вести. В таких ситуациях наш батюшка отец Василий всегда говорит: «Остановитесь на минуту, зайдите в храм, он у вас здесь, рядом, поставьте свечечку и помолитесь». И если действительно так делаешь, то выходишь уже другим человеком, Господь тебе говорит, что нужно делать в этот момент.

Всегда удивляет, как наши подопечные относятся к своей жизни, когда уже совсем нет сил, когда уже лежат и вот-вот уже одной ножкой в другом измерении. Они не о себе думают, а о других. Что кому-то больнее или проявляют заботу о ком-то, или наоборот пошутят. Казалось бы, что тяжелее уже не может быть, а человек еще о таких простых вещах думает, видит, замечает.

Когда подопечный уходит в иную жизнь всегда есть чувство потери. Сестры к ним привыкают, они как часть семьи становятся. Для утешения вспоминаем добрые и приятные моменты. Чувство потери, если человек ушел, все равно будет, а как с ним бороться – только молитва, больше ничего не поможет.

Часто вспоминаю одну из первых подопечных, за которыми пришлось здесь ухаживать, это Тамара Ивановна. У нее был инсульт. Она была очень терпеливой. Таисия Ефимовна еще была – как ребеночек. Беззлобна, проста. Вера Семеновна со своими добрыми, ясными глазами, всегда звала нас на помощь, когда сама не могла что-то сделать. Лариса Алексеевна. Помню Таисию Андреевну. Будучи малоподвижной она тем не менее ночью упала с кровати и ждала сестру, пока та подойдет. Сестра спрашивает: «Как же так, как же Вы лежите-то, почему?» Она говорит: «А я жду, чтобы Вас не будить, Вы же так устали». – «Так Вам же больно!» – «Так Вам же еще тяжелее».

К нам в сестры милосердия приходят по зову сердца, и другие изначальные качества, может быть, не так важны, так как при несении служения они со временем развиваются. Здесь важно слушать советы духовника и чтобы кто-то оказался рядом из более опытных сестер, необходимо в такие моменты вспомнить, зачем ты сюда изначально пришла. Важно искать не воплощения своих желаний, а исполнения воли Божией, пытаться себя изменить к лучшему, преодолеть свою гордыню.

Сюда приходят люди неравнодушные, готовые с любовью нести тяготы подопечных и следовать уставу Обители. Часто люди, которые впервые приходят в Обитель говорят: здесь тишина, благодать, сестры разговаривают тихо, спокойно, и хочется еще раз прийти сюда. А прощаясь спрашивают: А можно Вас обнять?

У нас очень хороший батюшка - отец Василий, заботливый, добрый. Иногда бывает так: еще даже ничего не произошло, а батюшка спросит, поможет рассудить, подаст руку помощи, скажет как поступить в той или иной ситуации, когда нужно отдохнуть, что-то скорректировать. Очень помогают богослужения, чтения акафистов.

Наша задача не заменить подопечному родственников, с которыми по разным обстоятельствам не сложились отношения или возникли конфликты, а дать почувствовать, что кто-то рядом, что есть и другие люди, которые могут быть нужными в данный конкретный момент. И сердце подопечного начинает оттаивать, человек задумается о прожитой жизни и о том, как сейчас надо внутренне измениться…

Чем тяжелее состояние подопечного, тем больше возможностей для борьбы со своим эгоизмом, своей волей. Нужно радоваться, что Господь послал новый урок, принять, а не отгородиться от этой ситуации. Не говорить: я не могу, пусть это делают другие. Это крест и его нельзя передавать. Но одновременно нужно уметь этот крест нести вместе с другими сестрами, делить обязанности, получить благословения батюшки на свои действия и Господь все управит.

Ожидать ли благодарности за свой труд? Если человек ждет ее, то это уже не служение. Хотя слова поддержки должны быть, особенно для новых сестер. Батюшка нас всегда поддерживает. На самом деле лучшая благодарность — это улыбки подопечных.


Назад