Статьи
Человек в коляске: как общаться?
Что делать людям, которые хотят познакомиться или помочь человеку с ограниченными возможностями. На самом деле общаться с инвалидом-колясочником можно также просто, как и с остальными людьми. Прежде всего, не надо бояться подойти к человеку с ограниченными возможностями и начать разговаривать с ним. Относитесь к нему, как ко всем своим близким и друзьям.
Я сама - инвалид, передвигаюсь на коляске при помощи колес, которые надо крутить руками. Когда люди видят, как я передвигаюсь, у них возникает желании помочь. На самом деле не все люди с ограниченными возможностями могут принять помощь от незнакомых им людей, таким людям не всегда нравится, что им предлагают помощь как больным и немощным . Они делают все, тоже самое, что и другие, только удобным для них способом, обходясь без посторонней помощи. Людей с ограниченными возможностями смущает, когда на них пристально смотрят. Например, раглядывают, как они сидят в инвалидной коляске или передвигаются, или во что они одеты. Они могут подумать, что люди их оценивают. Но в большинстве случаев инвалиды принимают предложенную им помощь с благодарностью, если они только не чувствуют по отношению к себе жалости.
Человека с ограниченными возможностями можно сейчас встретить в любом общественном месте: в кинотеатре, на приеме у врача, в учебном заведении или просто гуляющим по улице с сопровождающим. Люди часто делают ошибку, когда подходят к человеку, передвигающемуся на коляске, и начинают разговаривать с его сопровождающим. Мало кому приятно, когда о тебе спрашивают кого-то в твоем же присутствии. Так бывает потому, что человек смотрит на физические недостатки того, кто сидит в коляске и почему-то относит их и к психической деятельности. Может подумать, что тот не в себе или не умеет разговаривать, и что, как правило, у такого человека обязательно должен быть снижен интеллект.
Во время общения лучше избегать сравнений: больной – здоровый, нормальный - ненормальный, обычный- необычный. Это может обидеть. Иногда человек с ограниченными возможностями может передвигаться по улице, а маленький ребенок показывает на такого человека пальцем. И может громко спросить у своих родителей: «А почему это тетя на коляске? Она что, ноги сломала?». Чаще всего на этот вопрос родители ребенка или никак не могут ответить, или придумывают какой-нибудь понятный для ребенка ответ. Сейчас люди меняют свое отношение к инвалидам, но такие случаи все-таки бывают. Я к подобным вопросам стала относиться спокойно. А вот некоторые из моих знакомых просят, чтобы люди воспитывали у своих детей чувство уважения к таким людям.
Большинство инвалидов проводят свое время дома одни, в замкнутом пространстве. И поэтому чувствуют себя одинокими. Из-за того, что они какое то время находятся одни дома, пока родители работают. И еще у них нет друзей, и они становятся замкнутыми. Друзей им заменяют книги, телевизор, какие-то домашние дела. В результате им сложно начать общаться с незнакомыми людьми. К таким людям можно прийти в гости и поговорить о чем-нибудь за чашкой чая. Общение с людьми и приобретение друзей может помочь стать им более открытыми и радостными.
Мне очень нужна была помощь людей, когда я ездила на учебу в университет. В первую очередь мне требовалась помощь, чтобы посадить меня в машину. Дальше - чтобы кто-нибудь мог поехать в институт - помогать мне передвигаться по университету целый день. Там мне нужно было помочь подняться и спуститься по ступенькам на коляске, потому что не было пандусов. После этого надо было как-то пройти через так называемую « вертушку», - турникет, который был частью охранного поста. Часть этой конструкции надо было открутить, чтобы коляска могла пройти дальше. Потом часть конструкции нужно было прикрутить обратно. Затем мне нужно было помочь снять или надеть верхнюю одежду.
Многие люди, которые мне помогали, возможно, все делали впервые, поэтому приходилось подсказывать, как удобнее и быстрее с меня снять или надеть одежду. Далее, меня нужно было в течении дня перевозить из одной аудитории в другую. И это - если все занятия проходили на первом этаже. Но бывало и так, что занятия проходили на разных этажах. И тогда людям приходилось поднимать коляску на несколько лестничных пролетов. Поднимать коляску наверх, и не только это помогали мои однокурсники, за что им большое спасибо! Во время занятий мне нужно было помочь записывать лекции в тетрадь. У меня всегда был с собой диктофон, но мне хотелось успеть записать что-нибудь в тетрадь. Записать все было просто невозможно, поэтому мне было приятно, когда мне предлагали помочь. Была еще одна трудность, - как сделать так, чтобы можно было сидеть за партой? Сначала меня попробовали посадить на скамейку за парту. Но оказалось, что сидеть на ней мне неудобно, потому что я могу соскользнуть с нее и упасть на пол. Тогда попробовали поставить на подлокотники коляски складной столик, который оказался неустойчивым. Тогда меня просто стали подвозить к парте на коляске, а скамейку отодвигали в сторону. Это было просто и удобно.
Помощь мне требовалась не только, пока я училась. Она мне требуется и в Обители милосердия святой Елисаветы. Обычно я нуждаюсь в посторонней помощи, чтобы куда-то переместиться, например, с кровати на коляску. Или что-нибудь поднять с пола, достать что-то откуда-нибудь, навести порядок в шкафу и на столе, сходить в туалет или помыться.
Главная проблема для инвалида - это передвижение. У людей, которые хотят помочь человеку с ограниченными возможностями, может возникнуть такая проблема. Как определить, нужна ли помощь человеку? Посторонняя помощь нужна всегда. А если и нет, - то все равно приятна.
Лия Арестова
Назад