Новости
«Ты знаешь, я бы так не смог». Брат милосердия Игорь Львович
Мой путь в Обитель милосердия при храме святой преподобномученицы Елисаветы был непростым. Я приехал в Екатеринбург семнадцать лет назад и буквально сразу на второй день подумал, что в таком многомиллионном городе обязательно найду работу. Когда я пошел на биржу труда, то получился замкнутый круг – нужна была прописка, а без прописки ты не обеспечиваешься работой... Однажды я проходил мимо Новотихвинского монастыря и увидел, что там идет капитальная стройка. Была поздняя осень. Внутри здания копались рабочие в грязи при тусклой лампочке...
У меня был опыт строительства, и я подумал, что вот, сейчас с прорабом переговорю, и он меня без прописки возьмет работать. Я же на стройке в разных условиях работал. А мне говорят: пойдешь туда, там никакого прораба, найдешь там матушку. С ней переговоришь. И я растерялся... Думаю, вот приду я к матушке, и что я ей скажу? У меня диплома строителя нет. Сейчас скажу ей, что я строитель, а потом ей скажут: да никакой он не строитель, а проходимец… И я так поник и вместо того, чтобы прийти в Церковь, пошел работать в охрану. В охрану принимают всех подряд.
И вот такой длинный-длинный путь я совершил, чтобы опять, ничего не зная, прийти в Обитель милосердия при храме святой Елисаветы и все-таки попасть в Церковь. Очень большой победой это было в моей жизни. Это был удивительнейший случай, когда наша старшая сестра после первого знакомства с ней вдруг через несколько дней позвонила и сказала удивительные слова: «Отец Василий благословил вас, Игорь Львович, на работу в Обители милосердия». У меня в душе все перевернулось, потому что никогда меня батюшка не благословлял ни на что.
О милосердном служении
Человеку, который занимался каким-то одним делом, конечно, очень сложно переменить свою судьбу резко в сторону служения ближнему. Нужно какое-то время, чтобы действительно понять, что ты делаешь и как ты это делаешь, чтобы не нанести вред человеку, которому хочешь помочь. В первую очередь нужно душевное состояние, чтобы понять: все, хватит быть эгоистом, потому что все, и я в том числе, нуждаются в помощи. И люди ждут этой помощи, потому что она сама ниоткуда не приходит. Надо немножко отречься от себя, от своих любимых дел, занятий. Чем больше помогаешь людям, тем больше это качество развивается.
Это очень сложный вопрос, что такое для меня милосердие, потому что сам не обладаю в полном объеме милосердием. Милосердие – это очень сложный закон и сложное чувство, которое, слава Богу, вложено в человека, и, живя, человек приумножает свою любовь к окружающим, любовь к Богу.
Почему я здесь остался? Потому что стены Обители наполнены благодатью. Наверное, мой камертон души был настроен так, что я почувствовал эту благодать и мне захотелось научиться милосердию. Пришел в Обитель случайно. Я не знаю даже, что побудило, когда подошел к двери Обители, я подумал вот сейчас меня спросят что-нибудь о медицинском образовании, об оказании первой медицинской помощи, о том, а где вы и когда о ком-нибудь заботились. На все вопросы я мог только ответить нет, нет и нет. Думаю, зачем я вообще сюда пришел? Но уже рука потянулась к звонку, и все случилось по провидению Божьему. Часто задумываюсь над этим вопросом... Но я считаю, что, наверное, Богородица вела.
О сыне
Я бы с большим удовольствием пожелал своему сыну тоже найти себя в добрых делах. Сейчас ему уже тридцать четыре года. У него хорошая мирская работа в Ростелекоме. Мне, конечно, не хочется ему что-то советовать, потому что он уже довольно взрослый. Но мне лично, как отцу, хотелось бы, чтобы сын больше внимания уделял Господу через какие-то благие дела. Пусть это не уход за подопечными в Обители, пусть это не помощь нуждающимся на дому, но он мог бы больше найти себя в служении Господу, потому что мы все живем ради этого и рано или поздно, бывает, за несколько часов до смерти начинаем понимать, в чем неправильнность нашей жизни, и так становимся ближе к Господу.
О братьях милосердия
Брат милосердия - это, в первую очередь, человек, который обязан всегда в своей жизни обращать внимание на просьбы других, на немощи других людей. Или сделать простую физическую работу на пользу другим. Не только в те дни, когда брат находится при исполнении своих служебных обязанностей, а, находясь на улице, обращать внимание: может быть, кому-то трудно нести сумку или какая-то другая помощь человеку требуется.
Милосердие проявляется тогда, когда человек испытывает радость от того, что он может кому-то помочь. Радость помощи - она дана многим. Даже те люди, которые не задумываются над этим, бывает, сделав что-то хорошее, допустим, помогли женщине по ступенькам сойти с трамвая, идут с хорошим настроением. Правильно говорят святые и священники, что легко в жизни разобраться. Если ты сделал поступок и от этого испытываешь смущение, то значит ты сделал неправильное что-то. А если ты испытываешь радость, то с тобой и небо радуется. Брат милосердия – он должен в первую очередь не быть братом только среди подопечных, а братом быть везде. Я для себя выработал такое правило: просыпаясь, обязательно улыбнись. В любой день - улыбнись, поблагодари Господа Бога, что Он подарил тебе этот день, и в Обитель милосердия идешь с молитовкой. С Иисусовой молитовкой. Иногда читаешь что-то побольше, наизусть что знаешь. Подходить к Обители нужно с трепетом, потому что все в руках Божьих. И я себя настраиваю на любовь к людям, добрую работу, но понимаю, насколько я слаб, поэтому помолюсь на иконы, которые с улицы с фасада здания. В самом уже здании в приделе помолюсь и стараюсь сохранить добрые чувства утренние в течение всего дня.
Изменения в себе
Трудно оценивать свое поведение и как оно меняется. Но вот заметил: я стал ко многим жизненным вещам относиться с меньшей раздражительностью. Раньше был более раздражителен, а сейчас я на сто процентов уверен, что все в руках Господа Бога. Одного только не хватает – уверовать на все сто процентов, чтобы действительно быть с Богом.
Выгорание
Слышал такое, что братья «сгорают». Я думаю, что это не совсем так. Бывает, конечно, работа немножко физически трудноватая и тут уже сам человек видит, что у него не хватает физических сил. Но это не значит, что он должен бросить Обитель – если у него в душе есть милосердие, любовь, то ему найдется занятие по силам. Трудности какие могут быть: если человек считает, что он сюда пришел уже подготовленный и пришел не научиться, а наоборот, что здесь кого-то научит. То есть он считает себя немножко выше подопечных. Как только такое чувство появляется, что ты выше подопечных, это заканчивается тем, что начинаешь спорить с подопечными, начинаешь навязывать свое мнение. Ты начинаешь обижать бабушек, дедушек. Поэтому соответственно это ты не «сгораешь». Это твоя гордыня, это значит, что ты, перешагнув порог, вообще не подумал, а зачем ты здесь и нужен ли ты здесь? Вот это трудность. Нужно понимать: не ты для подопечных, а они для тебя. И нужно их слушать и учиться у них.
Об отношении к подопечным
Немощные наши бабушки с такой любовью относятся к тебе, ко всем окружающим, что прямо до слез можно расчувствоваться. Это бывают бабушки полностью слепые, но они не озлобились, у них нет хитрости, лукавства. Они с такой любовью, с такой нежностью относятся к тебе, ко всем окружающим, что я и другие учимся у них. И правильно говорит и наш батюшка отец Василий, и другие священники говорят, что такие испытания и такие люди – не мы для них, а они для нас. Они нас воспитывают. Это еще один ответ, как воспитать в себе милосердие. Нужно быть поближе к таким людям.
На любой работе, даже не в Обители, нужно прийти, перешагнуть порог и сказать: «Дорогие мои, с добрым утром, хорошего вам дня!» Вот с таким настроением нужно приходить в Обитель. Если ты правильно заведешь себя с первых слов, то ты потом подойдешь кому-то доброе слово скажешь. А потом сам удивишься, что тебя, оказывается, какая-то бабушка ждет. Вот она требует: пусть придет со мной поговорит такой-то брат. Не надо только насильно заставлять себя, мы все-таки люди земные. Если есть у тебя есть в душе расстройство, помолиться перед иконочкой и забудешь, что у тебя на сердце тяжело было. Подойти, бабушке ласково слово сказать, и она тебя успокоит.
Год назад жизнь у меня была поделена на часы пребывания в Обители и часы пребывания дома. И я бы сказал, дома не так интересно, а вот в Обители – настоящая жизнь. На сегодняшний день для меня дома уже не существует. Дом здесь - в Обители. Я иду домой на вынужденный отдых. Приходишь в Обитель, и уже ты приходишь с радостью. Потому что ты встречаешь своих близких, свою семью. И готов и с тем и с другим пообщаться. Готов тому и другому помочь. Провести день правильно, как это положено. У нас ведь тоже распорядок дня. Мы здесь не просто приходим пожить, поэтому у меня сам приход в Обитель стал жизненной необходимостью.
Самое главное отличие Обители милосердия от каких-то заведений, где находятся больные люди, в том, что у этих организаций в названии нет слова «милосердие». И так как нет этой приставки, мало кто задумывается, что тебя каждую секунду Бог ведет. А вот здесь у нас настолько ответственный момент перед людьми, потому что тебя видят, тебя слышат, от тебя ждут милосердия, любви ждут. И ты понимаешь, что тебя ведет Господь. Ангел-Хранитель ведет. Поэтому на другой работе можно просто приходить и выполнять свои обязанности искусственно, как робот. Я ничего плохого не сделал, я сделал то, что положено и пошел домой отдыхать. В Обители же все по-другому. Здесь на тебя люди смотрят, и ты должен думать о том, чтобы у людей появилось какое-то удовлетворение от жизни.
Как относятся к служению друзья и знакомые
Честно говоря, я ни одного человека не увидел, который бы удивился. Никогда ни один человек мне не сказал: зачем тебе это нужно? Когда спрашивают, я вкратце объясняю, что ухаживаю за подопечными. Люди разных возрастов лежат у нас. Мы им помогаем. Они говорят: «Ты знаешь, я бы так не смог!».
Об отношении к смерти подопечных
Чувство потери есть, и честно говоря, оно неизгладимо. Я даже не хочу с ним справляться. У меня нет сил с ним справляться. Но есть наши такие подопечные, отошедшие в мир иной, которые, я считаю, счастливые. Они немножко за свою жизнь намучились. Неспроста все это было. И я, и другие люди были с ними до конца и как-то помогали им. Например, в памяти у меня наша Людмила Степановна http://www.sv-elisaveta.ru/index.php?pid=news_show.php&npid=20180909_obitel_prostilas_s_ludmiloj_stepanovnoj.html. До сих пор я бы очень хотел с ней увидеться. У нас много хороших, у нас не бывает плохих подопечных, потому что здесь люди все хорошие, все одинаково добрые. Но чувство потери, когда эти люди уходят - по возрасту, по своим немощам, оно всегда остается в сердце. И справиться с этим чувством у меня нет сил.
Всех помню. Нет такого человека, которого бы мне назвали имя, отчество и я бы сказал: не помню, кто это. Нет такого, потому что, честно говоря, некоторые больше, некоторые, может быть, как-то глаже прошли в жизни. Например, когда я пришел в Обитель, из мужчин был Юрий Дмитриевич, интереснейший человек. Как его забыть? Один из первых. У нас тут была наша самая самая пожилая бабушка, Вера Михайловна. Я ее от души называл «дюймовочка» почему-то. Потому что мне было с ней легко, и она легкая такая. И наша бабушка Дусенька, так мы ее называли между собой.
Какие подопечные самые трудные
Скажу честно, раз уж вопрос задан, то и не надо лукавить. Самые трудные больные – это те, которые по своим немощам трудные. Допустим человек очень трудно ест. У него глотательные функции нарушены. Человек не может сам передвигаться. То есть он лежит, бедный, на спинке. Понятно, что его не надо бросать. Он же все-таки человек. Надо ему давать максимум полноценной жизни. Переворачивать, разговаривать. Такие люди все понимают, они разумные, но ответить не могут. На таких людей надо больше всего обращать внимания, поэтому здесь трудность. И самая главная беда, если ты вдруг забудешь, что у тебя такой человек есть, и не спросишь себя: а что ты сегодня для него сделал? А если ты сегодня к нему подошел, глянул и прошел мимо? Вот это уже будет большая беда.
Осторожно: равнодушие!
Равнодушие - это самое самое страшное в нашем служении. Через все можно пройти и можно успокоиться, что ничего-ничего, все это временно. Но если в душу человека закралось равнодушие, это, считай, большая беда. Это, считай, у тебя «дом» сгорел. Ты остался без ничего. Потому что равнодушие стирает все. И, самое главное, оно несет опустошение. Конечно же, я борюсь с равнодушием у себя в душе. Мое мнение и мой совет всем. Как же бороться с равнодушием? Я подхожу и всем улыбаюсь. Но все равно это не лекарство от равнодушия. Дома надо побольше помолиться. Еще очень помогает чтение Евангелия. Евангелие, молитвы, псалтырь. Это я не кривлю душой, действительно, я, как только вижу, что у меня пошел разброд, в первую очередь беру Евангелие, потом я знаю, что еще почитать. Некоторые псалмы я знаю наизусть. Или достаточно после этого почитать жития святых и обратиться к Богу. И только так можно совладать с равнодушием, другого рецепта нет.
После смены...
После смены я иду пешком хотя бы половину пути, потому что пешая прогулка на любом воздухе немножко приводит тебя в чувства. Но главное, так начинает в голове перерабатываться твой пройденный день. И тогда начинаешь спохватываться: ах, как неправильно я ответил... ах, вот тут надо было промолчать... ах, вот тут не уделил внимания... И пешая прогулка помогает вспомнить все свои недостатки. Мой отдых – это пешие прогулки на природе в окрестностях города. Их у меня много, и я про каждую прогулку делаю фотоисторию.
О благодарности
Конечно, ни в коем случае я не жду благодарности. Получив благодарность здесь, ты перечеркиваешь благодарность там – в Царствии Небесном. Мы же все хотим получить благодарность там. А здесь, ну что она сегодня? Можно и без этого жить спокойно. Если ты уже здесь получил все благодарности, то там, конечно, тебя никто второй раз не поблагодарит. Спокойнее жить без благодарности.
Назад