English


О милосердии



Жили на ферме два брата. Один из них имел семью — жену и пятерых детей, а другой был холост. Братья выращивали урожай, который делили поровну. Так продолжалось до тех пор, пока один из братьев не стал просыпаться ночью и думать:

...

«У меня eсть семья, а брат одинок. Мы делим урожай несправедливо. У меня будет поддержка в старости, а у моего одинокого брата — нет. Ему нужно отдавать большую часть урожая.» С этими мыслями он вставал по ночам, пробирался к амбару брата и незаметно высыпал туда мешок зерна. В то же время холостяк также стал задумываться по ночам, просыпаясь: «Это несправедливо: у брата — жена и пятеро детишек, я же свободен. Брату нужно отдавать больше урожая, чем мне». И он пробирался к амбару брата и высыпал туда мешок зерна. Однажды ночью, проснувшись в одно и то же время, братья столкнулись друг с другом. У каждого был за плечами мешок зерна. Прошли годы, братья состарились и умерли, но об этой истории люди долго помнили. И когда в том городе было решено воздвигнуть храм, было выбрано место, где встретились братья, ибо святость и религиозность там, где любят. Можно безукоризненно соблюдать религиозныe обряды и твердить выученные наизусть молитвы, а можно просто любить и быть святым.



Сегодня:




Праздник:


Пост:

 

Трапеза:

Святые:

Евангельские чтения дня:


Икона дня:

Новости


Новости

Проповедь отца Василия Байшева о трезвении

В преддверии праздника Великого Иоанна предтечи Господня хотелось бы поговорить о трезвении. Как мы понимаем, что такое трезвение?.. В первую очередь, когда говоришь «трезвение», припоминается слово «трезвость». То есть это человек, который не выпивает, трезвый. А если посмотреть с точки зрения духовной, что такое трезвость?

Преподобный Никон Оптинский говорит: «Великое духовное бедствие – рассеянная жизнь». Не говорит: «Ну ладно, как-то потерпеть можно…», а именно «великое духовное бедствие». Человек, начиная христианскую жизнь, понимает, что некоторые привычные вещи, которые он делает, противны не только Богу, но и ему самому. Человек начинает, казалось бы, в каких-то мелочах уступать своим страстям. А Господь ведь говорит: «Кто в малом верен, над многим поставлен». И часто человек эти «мелочи» старается не замечать. Да беда в том, что еще и привыкает к ним. Привыкает к осуждению, к ропоту, непослушанию. И это переходит в привычки. От этого и происходит великое бедствие духовное, потому что человек затмевается сам и затмевает свои страсти, старается их не замечать.

И опять же преподобный Никон Оптинский говорит нам: «Трезвение есть путь всякой добродетели». Если мы стремимся к добродетели, то вот она – возможность придти к любой добродетели.

По этому же поводу преп. Варсонофий Оптинский высказывается: «Когда вам диавол указывает на чужие недостатки и  немощи  и побуждает вас к осуждению, вы говорите себе: « Я   хуже   всех , я достоин вечных мук. Господи, помилуй меня» . Он не говорит: «Постарайся уйти…». Насколько святые отцы были напитаны любовью и состраданием к немощам ближних. Бывает, мы видим, как нечто происходит, и думаем: «Слава Богу, я-то не такая…». И думаем, что мы являемся каким-то положительным примером. На самом деле все происходит совсем не так, как нам хотелось бы. Кажется, мы не можем так трезвиться, все время быть во внимании, хотя и с помощью Божией, и согласуясь с Евангелием. И нам далеко до святых отцов, они в монастыре, они далеки от обыденной жизни. Но поверьте, там бывает искушений и побольше, чем в миру.

Интересная вещь: кажется, мы можем любить весь мир, но кого-то рядом не можем потерпеть. Кажется, мы можем горы свернуть, но то, что Господь посылает, не можем понести, нет сил, нет терпения. А ведь важно принять то, что Господь посылает, хотя бы без ропота, хотя бы со вниманием, спокойно.

Так вот об этом трезвении святые отцы и говорят, что нужно внимать СЕБЕ. Не за кем-то смотреть, а за своим состоянием. Если бы мы могли пребывать постоянно с Богом, как святые отцы, то и не помыслили бы кого-то обижать, оскорблять, вступать в недобрые разговоры, думать, что кто-то намного хуже нас. Тем более если в мыслях эта фраза «Я хуже всех».

Нужно избегать таких ситуаций, которые могут духовно повредить вам, а тем более другому. Если человек осуждает, ругается, умейте отделять человека от греха. Этим и отличались святые отцы, они старались зреть в свое сердце и быть трезвенными в своем сердце, а не следить за сердцем ближних.

Поэтому нужно понимать, что как нас, так и ближних бесы искушают. Тем более, когда человек старается приблизиться к Богу, причастился, пришёл из храма. Кажется, что все ровно, тихо, и вдруг какая-то буря, какой-то мятеж, что-то происходит. Но ведь Господь посылает по силам. А если мы будем опираться на себя, конечно, ничем хорошим это не кончится.

И преподобный Никон Оптинский говорит так: «Никогда не надейся на людей. И не смущайся. Если кто тебе не сочувствует, не осуждай их, внимай себе». Правда, все так, кажется, просто? Но когда это происходит в жизни, и нас задевают взглядом, словом, жестом, - мы начинаем меняться внутренне. И вот мы пытаемся устраниться, оправдаться, что-то сделать и похуже. Почему? А потому что наш стержень – такой хрупкий, наш внутренний мир – такой зыбкий, такой нетвёрдый. А нужен разумный подход к каждой ситуации.

И вот этот трезвенный духовный строй, как говорят святые отцы, должен всегда присутствовать в нашей жизни. Не принять искушения извне, не принять свои страстные помыслы или желания, отторгнуть их. Тяжело бывает в такие минуты, ведь это минуты борьбы. Обратить свой взор к Богу, памятовать о Нём. Потому что у страсти тысячелетний опыт, она может быть сильнее. Но Господь никогда не оставит, нельзя забывать об этом. Ни в трудной ситуации, ни тех моментов, когда речь идёт о спасении души.

Спаси вас Господи, дорогие мои! За молитвы, за пение, за соборное служение.

Иерей Василий Байшев, настоятель Прихода во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы (Обитель милосердия)

10 сентября 2017


Назад